На протяжение полувека администрация ростовской области вносит планы по строительству метро в развитие инфраструктуры Ростова-на-Дону. Последнее заверения начать строительство метро в 2018 году сразу после чемпионата мира опять стало ложным. Недавно губернатор области подтвердил намерение строить метро в ближайшей перспективе и высказался в поддержку проекта наземно-подземного метро.
К концу эпохи социализма и СССР, после отказа от идеи строительства наземной городской электрической железной дороги, были проведены геолого-изыскательские работы и составлено технико-экономическое обоснование для строительства в течение 8-ми лет первого участка линии метрополитена из 8-ми станций в пределах центра по направлению запад-восток от вокзала до Сельмаша. Подготовительные работы для строительства практически не начинались.
Версией для широких масс населения о невозможности строительства являлись грунтовые воды, однако имеются примеры строительства метрополитена в более сложных геологических условиях (например Петербургский метрополитен). Иная версия — невыделение Ростову-на-Дону денежных средств центральными властями по различным политическим причинам.
Линии предполлагаемоего метро в Ростове:
В 2011 году внесены изменения в Генеральный план города и тем самым официально утверждена схема линий метрополитена Ростова-на-Дону, представленная 5-ю предполагаемыми линиями:
3-мя диаметральными «Запад — Северо-Восток», «Север — Юг», «Северо-Запад — Восток»
1 полукольцевой (широтной) линией, проходящей через периферийные районы города
1 дополнительной (хордовой) линией «Вокзал — Сельмаш».
В 2019 году, по словам губернатора, продолжают проектирование будущего метрополитена, которое скорее всего станет гибридом наземного и подземного метро, подобное метро работает в Волгограде и называется метротрам (смесь метрополитена и городского трамвая). Из-за сложности грунтов в городе и высоких грунтовых вод такой вариант специалисты считают лучшим, и, очевидно, потребует гораздно меньших затрат, чем полноценное подземное метро.